Техконтроль на дороге - новая ловушка ГАИ

E-mail Печать PDF

техконтроль на дорогеИнтрига вокруг отмены техосмотра только набирает обороты, и ГАИ готовит "ответный удар".

Президент подписал закон об отмене государственного обязательного технического осмотра, которым отменяется обязательный контроль технического состояния для легковых автомобилей, мотоциклов и мопедов, не используемых в коммерческих целях. Вскоре закон вступит в силу.

В Госавтоинспекции настаивают, что за нею по-прежнему закреплены функции контроля.

Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок" № 3565-VI полностью освобождает от технического контроля легковые автомобили, мотоциклы, мопеды, мотоколяски и прицепы.

Технический контроль обязали проходить раз в два года лишь владельцев легковых машин, используемых в коммерческих целях. Грузовые автомобили и такси обязали контролировать раз в год, а автобусы и спецтранспорт для перевозки опасных грузов - дважды в год.

Водители, которые не пройдут технический контроль в указанные сроки, не смогут заниматься коммерческой деятельностью. Также разрешили проводить проверку технического состояния автотранспорта любой станции техобслуживания, которая документально подтвердит наличие необходимого для этих целей оборудования.

После принятия данного закона Госавтоинспекция не имеет права проведения обязательного технического контроля, который пришел на смену государственному техническому осмотру. Любые подобные действия являются незаконными и должны опротестовываться путем обращения в прокуратуру или суд.

Но в Госавтоинспекции настаивают, что согласно действующему законодательству, ответственность за техническое состояние транспортных средств лежит на их владельцах, при этом за Госавтоинспекцией по-прежнему закреплены функции контроля безопасности дорожного движения, одной из составляющих которого является техническое состояние транспортных средств и их оборудования.

А основной формой такого контроля остается надзор за автотранспортом во время эксплуатации, при этом, согласно Закону "О милиции", работник милиции имеет право останавливать транспортные средства в случае обнаружения признаков, свидетельствующих о его технической неисправности.

В связи с этим Госавтоинспекция упорно не хочет оставаться не у дел. И после принятия закона об отмене обязательного техосмотра Госавтоинспекция намерена проверять техническое состояние автотранспорта прямо на дорогах. Ведомство уже приступило к закупкам мобильных диагностических пунктов, которые будут действовать во всех регионах Украины.

Аппаратура, которую намерена закупить Госавтоинспекция, предназначается для определения неисправностей эффективности тормозной системы, параметров света фар, характеристики отработанных газов, исправности рулевого механизма, затемнения стекол.

Госавтоинспекция намерена проверять техническое состояние автотранспорта прямо на дорогах

Проверка технических неисправностей с помощью диагностической станции на дороге будет квалифицироваться как выявление и подтверждение несоответствия технической части автомобиля общим требованиям, которые предусмотрены законодательством к таким транспортным средствам, а сами технические станции будут оборудованы сертифицированными измерительными устройствами, которые точно позволят установить характер неисправности.

Вышеупомянутым законом значительно расширен перечень случаев, при возникновении которых сотрудник ГАИ получает право останавливать авто. В частности, анализ положений Закона "О милиции" показывает, что сотрудник ГАИ может остановить любое транспортное средство в случае, если присутствуют наглядные признаки технической неисправности.

Ведь внутренние и невидимые с внешней стороны неисправности, которые явно не влияют на характер движения авто, можно определить лишь при помощи специальной технической аппаратуры.

Таким образом, Госавтоинспекция получила право останавливать транспортное средство даже в том случае, если инспектор увидит признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства или даже если такие признаки ему покажутся.

Тем не менее, и в действующем законодательстве, и в том, которое должно вступить в силу в августе, требования к техническому состоянию автомобилей одинаковы, и они прописаны в Правилах дорожного движения.

Так, претензии к техническому состоянию автотранспортного средства сотрудниками ГАИ могут предъявляться лишь в том случае, если неисправность видна невооруженным глазом - согласно ст. 121 КУАП, и за такое нарушение ПДД предусмотрен штраф в размере 340-425 грн.

Однако в ПДД есть перечень неисправностей, при которых водитель имеет право ехать до места стоянки и ремонта на небольшой скорости, например, если не горят лампочки, не работают дворники, то есть штрафовать за такое инспектор не должен.

Если же подобные претензии предъявляют, укажите в протоколе на то, что у инспектора при себе нет приборов, которые могут проверить исправность. Например, инспекторы для проверки ручного тормоза часто просят заехать на небольшой подъем и отпустить педаль тормоза - мол, если ручник неисправен, авто покатится. Но с такого рода тестами можно не соглашаться: нет доказательств, что этот подъем имеет уклон именно 16 градусов, как это указано в ПДД.

С юридической точки зрения сама процедура прохождения технического контроля на дороге весьма неоднозначна, ведь даже в том случае, когда передвижная диагностическая станция, которые закупит МВД, будет находиться на дороге, нет механизма, по которому водителя могут принудительно заставить пройти техосмотр.

Согласно действующему законодательству, техосмотр нельзя проводить на дороге - для этого должна быть сертифицированная техническая станция. Вместе с тем, никто не имеет права эвакуировать автомобиль с дороги - это ограничение конституционного права на свободу передвижения. Никто не имеет права заставить вас выйти из машины, тем более двигаться куда-то.

Итак, если вас остановит гаишник и предложит пройти и оплатить процедуру технического осмотра - оставайтесь сидеть в своем автомобиле и отстаивайте свои права.

Во-первых, как указано выше, проверка технического состояния проводится исключительно аккредитованными субъектами хозяйствования, имеющими соответствующую лицензию. Именно исключительно! Являются ли подразделения Госавтоинспекции субъектами хозяйствования?

Согласно действующему законодательству, техосмотр нельзя проводить на дороге

Для ответа на этот вопрос обратимся к ст. 8 Хозяйственного кодекса Украины. Часть 1 этой статьи прямо предусматривает, что органы государственной власти, равно как и местного самоуправления, субъектами хозяйствования не являются.

Следовательно, Госавтоинспекция, - а это именно орган государственной власти, - не может являться субъектом хозяйствования и, соответственно, проводить проверки технического состояния самостоятельно.Точно так же, как не могут это делать должностные лица ГАИ, как представители этого органа.

Во-вторых, при проверках непосредственно на дороге невозможно обеспечить соответствие этих проверок требованиям ДСТУ 3649-97 "Средства транспортные дорожные. Эксплуатационные требования безопасности к техническому состоянию и методы контроля".

В-третьих, техконтроль на дороге - это фактически принудительный ассортимент услуг, что прямо запрещено ст. 9 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции". Равным образом, сами субъекты хозяйственной деятельности, аккредитованные и имеющие лицензию, получают неправомерные преимущества в конкуренции, что прямо запрещено ст. 15 Закона.

Объясняется это просто: если автовладелец предпочитает следить за состоянием своего транспортного средства сам, или обращаться на "обычную" СТО, сотрудникам которой доверяет, то теперь, фактически, подвергается дискриминации со стороны ГАИ в виде возможности проверок на дороге.

Таким образом, на данный момент любая попытка проведения технического контроля на дороге незаконна, и если инспектор, несмотря на ваши законные доводы, все же заставляет пройти его или угрожает забрать автомобиль на штрафплощадку, то действия сотрудника ГАИ можно обжаловать в суде.

Однако Госавтоинспекция, прикрываясь приказом МВД Украины №534, все же будет стремиться проверять автомобили на дорогах, и водителям нужно быть готовыми защитить свои права.

Очевидно, что и в отношении мобильных авто с диагностическим оборудованием, а также с самим фактом проверки на дороге водителям придется бороться. Так что будьте готовы либо отказаться от процедуры проверки, либо оспорить ее результаты. Будьте бдительны.

 

Обновление:

Как сообщил начальник отдела автомобильно-технической службы департамента ГАИ Василий Рублюк, госавтоинспекция будет контролировать исправность машин прямо на трассе.

"Пока речь идет о 27-ми станциях диагностики, по одной на каждую область и Киев. Потому что это дорого. Например, только стенд для проверки тормозной системы (он перевозится в спецприцепе, затем сгружается и монтируется на дороге) стоит до 90 тысяч евро", - сказал Рублюк.

Надо отметить, что закупленные стенды позволят сотрудникам ГАИ проверять исправность рулевого управления, развал-схождение колес, регулировку фар и прочие параметры, влияющие на безопасность дорожного движения.

Самое же интересное, что по словам Рублюка, инспекторы смогут останавливать автомобили по визуальному определению неисправностей. Днем это дым из выхлопной трубы, прогоревший глушитель, неправильный развал колес, а ночью каждый гаишник сможет оценить корректировку фар. В общем, жизнь водителей обещает стать еще веселее, ведь не зря сказали "...Потому что это дорого...", а деньги то придется отбивать!

А причин для остановки у гаишников теперь будет масса. Есть повод - найдется и штраф. Ведь если проверка на СД покажет неисправность, инспектор обязан выписать штраф (340-425 гривен).

Авео Клуб Хмельницкий (Aveo Club)

Обновлено ( 20.08.2011 12:19 )  

Комментарии  

 
+1 #1 Мах 09.08.2011 16:46
это жесть... "жить становится лучше, жить становится веселее"
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Еще статьи

Автомобиль на свадьбу. Хмельницкий

RSS Лента


Aveo Club Khmelnitskiy. Video

Случайная новость

Уже со следующей недели украинские водители, нарушившие ПДД, опять начнут получать по почте так называемые «письма счастья».

Украинская Госавтоинспекция возвращается к практике автоматический фиксации нарушений ПДД. Об этом сообщил начальник пресс-службы Департамента ГАИ МВД Украины подполковник милиции Евгений Кравец. При автоматической фиксации нарушителя не будут останавливать гаишники – автомобиль, превысивший скоростной лимит движения, незаметно снимет камера измерителя скорости, а затем его владельцу по почте придет постановление о наложении штрафа за превышение скорости с несколькими фотоснимками, подтверждающими факт нарушения.

 

Подробнее ...